Звук может быть определен как слышимая часть спектра акустических вибраций, так же, как и свет, который определяется как видимая часть спектра электромагнитных волн. Восприятие звука связано главным образом с двумя параметрами акустических волн: частотой или числом волн в секунду (герц = hz), которая определяет высокие и низкие звуки, и интенсивностью или величиной вибрации (децибел = db), которая определяет силу или слабость звука. Щелкая по imagettes показанным ниже, вы услышите: a) острый звук (3 khz), b) звук в 300 hz, c) тот же звук другой интенсивности.
a) острый звук:
эта синусоида представляет чистый звук частоты 3000 hz (то есть половина октавы выше "до" верхней октавы сопрано coloratur: 2 093 hz)
b) низкий звук:
эта синусоида представляет чистый звук частоты 300 hz (высота, общая для всех распетых голосов; нижняя граница спускается до 65 hz)
c) сильный звук(черный) и слабый
(голубой цвет) :
эти синусоиды представляют звуки той же частоты (300 hz), но различной интенсивности
Чистые звуки, музыкальные звуки
Чистый звук:
волна охарактеризована одной частотой (р-периодом)
Музыкальный звук:
те же основные частоты как и при чистом звуке (выше); к основной частоте ( p=периоду ) добавляются гармоничные (более острые частоты, чем основная частота), которые характеризуют тип инструмента или голоса
Шум
:
нет характерной частоты
Голос человека
Слова, улавливаемые "улиткой". Эта запись позволяет оценить разбиение (вид) фонем, так же как их интенсивность (упорядоченнсть).
Сонограма слова "улитка" по французски
спектрограмма , показывающая частотную сложность голосового звука: каждая фонема включает основную частоту и многочисленные гармоники (сравните со звуком
вышеупомянутого музыкального инструмента).
Звуки в человеческом восприятии
Человеческое ухо ощущает частоты, между 20 hz (наиболее низкая частота) и 20 000 hz (частота, ощущенная как наиболее высокая). С позиции антропомофизма, мы расцениваем как инфразвуковую любую частоту, ниже 20 hz, даже если ухо других животных (крот, например) может воспринимать "звуки" в несколько герц: их гамма(номенклатура) восприятия на одну или две октавы ниже в низкой части спектра. Также, мы расцениваем как ультразвук все то, что вне 20 khz, в то время, как собака слышит до 40 khz , а летучая мышь до 160 khz: или на одну и три октавы выше того , что мы слышим в высоком спектре.
Аудиометрическая кривая человеческого уха
Нижняя кривая представляет кривую порогов восприятия человеческого уха в нормальном состоянии. Для каждой частоты, порог восприятия отличается: лучше всего воспринимаются частоты,(кривая прилегает к 0 db) которые располагаются в средней гамме между 1 и 3 khz. Так же точно в этой гамме, динамика восприятия наибольшая (от 0 до 130 db). Высшая кривая представляет границу воспринимаемой интенсивности: более высокая вызывает боль и разрушает чувствительные клетки уха. Диалоговая зона определяет звуки, используемые для связи человеческим голосом: и лишь, когда эта зона преодолена, появляются действительные слуховое затруднение.
Клиническая аудиограмма
Чтобы позволять прямое и скорое чтение аудиометрической кривой, используют в клинике переключенное представление. Нормализованные пороги (0 db потери) представлены с правой стороной в большей части (прочерченное зеленым). Для каждой тестированной частоты, представляют повышения порога db потери. Здесь ( голубая кривая), в случае глухоты на высокие звуки, кривая падает до 4 khz (90 db потери).
Аудиограмма речи
This test is based upon the ability of the subject to correctly repeat words which are presented ot him at different intensities. A subject with normal hearing is able to repeat correctly 100% of words at 20 dB (blue curve). A subject with a damaged cochlea eg with a severe loss of outer hair cells (red curve), needs 50 dB amplification to beginto understand the words, but he never gets 100% of correct responses however loud the sound intensity.
See also the chapter hair cell pathology".
principales références :
1. LEIPP E. (1971) Acoustique et musique. Masson, Paris. 2. ROEDERER
J.G. (1973) Introduction to the physics and Psychophysics of Music.
Springer, Heilderberg. 3. Sons et musique (1980). Bibliothèque "Pour la
Science", Belin, Paris.