Посещений:
СИНЭСТЕЗИЯ

Генетическая обусловленость?

Survival of the Synesthesia Gene: Why Do People Hear Colors and Taste Words?
Brang D., Ramachandran V.S.
(2011) PLoS Biol 9(11): e1001205. doi:10.1371/journal.pbio.1001205

Synesthesia is a perceptual experience in which stimuli presented through one modality will spontaneously evoke sensations in an unrelated modality. The condition occurs from increased communication between sensory regions and is involuntary, automatic, and stable over time. While synesthesia can occur in response to drugs, sensory deprivation, or brain damage, research has largely focused on heritable variants comprising roughly 4% of the general population. Genetic research on synesthesia suggests the phenomenon is heterogeneous and polygenetic, yet it remains unclear whether synesthesia ever provided a selective advantage or is merely a byproduct of some other useful selected trait. Progress in uncovering the genetic basis of synesthesia will help us understand why synesthesia has been conserved in the population.


Рис.2.
 |  Average familial pedigrees for synesthetes composed from data in references [3],[18],[19],[23],[25],[48], demonstrating incidence of heritable transmission from one synesthetic parent (top row) to either a female or male child (bottom row). Squares represent males and circles females. Color intensity reflects probability of synesthesia pedigree taken from the numbers at the bottom, representing incidence of each case.

Синэстезия состояние, встречающееся в 2%-4% популяции людей [1], при котором сенсорные стимулы одного вида ощущений вызывают конкурентные ощущения дополнительной модальности [2]. Синэстезия может быть теоретически связана с любыми двумя чувствами, но исследователи в основном сфокусировались на наиболее распространенных вариантах, при которых слуховые тоны и ахроматические (бесцветные) числа вызывают яркие и чувственно рельефные цвета. Специфичность этих вызываемых цветов остается стабильной во времени у любого данного индивида [3], но один и тот же тон или графема не обязательно вызывает тот же самый цвет у разных людей. Синэстезия интересует ученых уже почти 200 лет[4], и поскольку анализ семейного сцепления выявил сильный генетический компонент, точные гены, участвующие и причины синэстезии законсервированы и остаются нерешенной тайной.

Neural Basis of Synesthesia Top


Нейральный субстрат синэстезии был тщательно исследован (когда числа и буквы вызывали ощущение цвета), используя как психофизические тесты, так и функциональную визуализацию. Некоторые группы исследователей продемонстрировали, что простые графемы активируют как регионы графем, так и область цветоощущения V4 (область зрительной коры, которая обнаруживает более строгую реакцию на цвета, чем на стимулы шкалы серого) в головном мозге синэстетов, это согласуется с мнением, что синэстетические цвета являются сенсорными по своей природе (т.e., возникают в результате обработки восходящего потока информации) [5],[6] в противовес предположению о когнитивных ассоциациях на высоком уровне [7]. Исходя из предсказуемости этой находки "перекрестной активации" между областью графем и цвета, Ramachandran and Hubbard [6] предположили, что синэстезия возникает из-за избытка нейральных соединений между ассоциируемыми видами ощущений (modalities), возможно обусловленного снижением процесса нейральной выбраковки между (обычно соседними) регионами, которые взаимосвязаны у плодов. В соответствии с этим предположением ряд авт. продемонстрировали анатомические отличия в нижней височной доле вблизи регионов, связанных с процессингом графем и цвета в synesthetes, включая повышенную фракционную анизотропию (отражая увеличение белого вещества или связанности белого вещества) [8],[9] и повышенный объем серого вещества [9],[10]; повышенная связываемость была обнаружена и при др. формах синэстезии также [11]. Более того, Brang с коллегами недавно продемонстрировали, что область цветоощущения V4 становится активной самое раннее спустя 110 ms после взгляда на ароматические буквы и цифры, демонстрируя, что синэстетические цвета возникают со сходным временным течением в головном мозге, как и цвета, возбуждаемые в сетчатке [12]-[14].
В дополнение к гипотезе сенсорной перекрестной активации, Ramachandran and Hubbard [6],[15] продемонстрировали, что синэстетически индуцированные цвета могут приводить к выделению воспринимаемой текстуры (perceptual texture); недавние результаты Jamie Ward и коллег [16] предоставили дополнительные эмпирические доказательства этой точки зрения. Ramachandran and Brang также отметили [17], что одни и те же числа могут вызывать множественные цвета у некоторых synesthetes (напр., числа 7 и 8 на Figure 1) или даже зрительное проявление текстуральных качеств, подобных металлическому и гладкому [18], далее было предположено, что синэстезия является феноменом сенсорного переворота (bottom-up sensory). Тем не менее, сверху вниз влияния (напр., внимание, контекст и т.д.) также должны играть существенную роль в синэстезии, как это впервые было показано Ramachandran and Hubbard [15] с использованием фигур Navon; т.е., если субъект видит крупное число 5, составленное из маленьких двоек, то вызываемый цвет будет меняться в зависимости от того фокусируется субъект на локальной или глобальной картине (т.e., "дерево" или "лес"). Как осуществляется интеграция этих снизу-вверх и сверху вниз потоков процессинга, всё ещё непонятно.

Figure 1. Number-color associations for one of our synesthetes.

Heredity in Synesthesia


Хотя доказательства генетической основы синэстезии не удаются, феномен обнаруживает тенденцию обнаруживаться в семьях, т.к. ~40% синэстетов имеют родственников первой степени с данным состоянием [3],[19]. Анализ родословных с синэстезией выявил высокую степень передачи от родителей потомкам (Figure 2), затем, по крайней мере, в одном подтвержденном примере синэстезия присутствовала только у одного монозиготного близнеца [20]. Задокументировано, по крайней мере, 60 различных форм синэстезии (т.e., разные комбинации чувств), отражающие крайнюю гетерогенность этого состояния и можно легко предположить, что каждый тип синэстезии вызывается уникальным геном или набором генов. Однако специфическая форма синэстезии, экспрессируемая индивидами может варьировать внутри семей [19], указывая на генетический подтекст, накладываемый на предрасположенность к синэстезии, но не на её проявление. В самом деле, индивиды с одним типом синэстезии обнаруживают значительно большую склонность иметь и др. тип также, наблюдение, приводимое Ramachandran and Hubbard [15] как подтверждение идеи, что ген, отвечающий за дефект прореживания связей или гены, отвечающие за общую склонность связывать неродственные ощущения или даже понятия. Далее, поскольку индивидуальные синэстеты часто обнаруживают множественные формы феномена, то крупномасштабный факторный анализ показывает, что некоторые варианты появляются совместно с большей частотой у одиночных индивидов, указывая тем самым, что некоторые формы связаны с больше вероятностью (т.e., существуют локальные "кластеры" или "островки" типов синэстезии), это указывает на общее их происхождение [21]. Однако формы, не образующие кластеров всё ещё появляются совместно с более высокой частотой, чем предсказывается коэффициентом распространенности болезни в генеральной популяции [22], это существенно мешает теории одиночных генетических маркеров и мнению о независимости разных форм состояний.
Предыдущие исследования изучали распространенность синэстезии и установили достоверный разрыв между полами с отношение 6:1 женщин по отношению к мужчинам, что привело к предположению, что синэстезия является X-сцепленным состоянием [23]. Однако исследования распространенности, проводимые с использованием случайных выборок, выявили одинаковое распределение синэстезии между полами, указывая тем самым, что расхождение базируется на методологических ошибках и автоматических предпочтениях в ранних исследованиях. Последующие исследования генетики синэстезии, к сожалению, не прояснили, какие гены лежат в основе этого феномена. Исследования взаимоотношений между синэстезия-подобными галюциногенными ощущениями и serotonin 2A рецептором, кодируемым на хромосоме 13, Brang and Ramachandran [24] предположили, что синэстезия может возникать в результате избыточной экспрессии этого гена, продуцирующего более высокую плотность рецепторов. Однако прямые исследования с использованием сканирования сцеплений по всему геному [25] и анализ семейных сцеплений [26], каждый из них локализовал разные локусы, которые не перекрывались с областью, предположенной Brang and Ramachandran [24] , ни с одной др., указывая тем самым, что или отсутствует сила размера собранных выборок или что феномен в основном полигенный. Полигенное происхождение наиболее вероятно, поскольку коэффициент передачи гетерогенный и синэстеты часто обладают множественными формами [15],[19]. В свете этих противоречивых результатов, поиски генетики, лежащей в основе синэстезии, остаются в зачаточном состоянии и нуждаются в значительно больших размерах выборок и вариантах феномена для выяснения лежащих в основе факторов передачи. Более того, имеющиеся доказательства указывают на то, что синэстезия может быть фактически градуированным феноменом в общей популяции, это создает возможность, что родственники синэстетов без синэстезии обнаруживают endophenotypes феномена, осложняющие использование анализа семейного сцепления.

Why Was the Gene Conserved?


Epiphenomenal


Прежде чем ответить, почему ген синэстезии мог сохраниться в ходе эволюции, сначала следует рассмотреть возможность, что синэстезия может быть, скорее всего, эпифеноменом и что участвующие ген(ы), могут служить для обеспечения некоторых совершенной несвязанных целей. Также возможно, что ген(ы) могут сохраняться просто из-за того, что они не связаны с достаточно высокими издержками, чтобы устраняться с помощью отбора и могут служить примером эволюционных пазух. Др. возможным объяснением является то, что синэстезия просто представляет собой кончик хвоста нормального распределения cross-modality взаимодействий, представленных в генеральной популяции [15],[23]. Частичные доказательства, подтверждающие эту идею, исходят из того, как сенсорная депривация и деафферентация (т.e., потеря сенсорных сигналов в результате деструкции волокон сенсорных нервов) может приводить к синэстезия-подобным ощущениям. Напр., после ранней визуальной депривации, обусловленной пигментным ретинитом, стимулы от прикосновений могут продуцировать зрительные фосфены (phosphenes) [27], а после потери тактильной чувствительности из-за повреждений талямуса, звуки могут вызывать ощущения прикосновения [28]. Ещё более удивительны, ощущения ампутированной конечности прикосновений в фантоме конечности в основном из-за наблюдения за рукой др. лица, осуществляющей прикосновение [29]. Давние доказательства также демонстрируют , что галлюциногенные лекарства могут вызывать синэстезия-подобные ощущения ( rev. [30]), указывая на нейральный механизм, присутствующий у всех или большинства индивидов , но у большинства он супрессирован. Однако не было исследований, которые бы установили взаимоотношение между этими благоприобретенными формами и генетическими вариантами и ответственен ли один и тот же нейральный механизм за оба.

Creativity and Metaphor


Возник вопрос, могут ли синэстезии ген(ы) иметь "скрытый план решений" подобно гену серповидно-клеточной анемии с планом приобретения резистентности к малярии и может ли быть этот план решений быть продуктивным и метафорическим ("creativity and metaphor")[15]. Субъективно синэстеты описывают свои переживания как в основном позитивные и порождающие facilitative преимущества для созидательных аспектов их жизни. Исследования, в самом деле, подтверждают повышенные показатели синэстетов среди артистов [31] и родственники отмечают, что синэстеты проводят много времени, посвящая его созидательной активности [32]. Однако природа связи синэстезии и творческой способности (включая метафоричность) остается неуловимой, учитывая, что синэстезия задействует произвольное соединение двух несвязанных вещей (напр., цвета и чисел), в то время как существует непроизвольная концептуальная связь между, скажем, Джульетой и солнечным светом (of Romeo and Juliet). Одно из потенциальных решений этой проблемы исходит из понимания, что любое данное слово имеет лишь конечную систему ассоциаций (напр., солнце есть тепло, nurturing, излучающее свет, блестящее и т.д.). Перекрывающаяся область между ореолами из ассоциаций между двумя словами (напр., Джульета и солнце; оба лучезарные, теплые и nurturing)-основа метафор-существует у всех из нас, но в большей степени и сильнее при синэстезии как результат гена перекрестной активации; в такой формулировке синэстезия не является синонимичной с метафорами, но лишь её ген, который вызывает синэстезию дарует склонность к метафорам. Хотя связь между синэстезией и творческими способностями вызывает заметный интерес в последнюю декаду, но исследователи пока не продемонстрировали непосредственно какие-либо причинные взаимоотношения между двумя и более аргументами, на данном этапе это остается соблазнительным и неотразимым, но е обоснованным.

Sensory Processing and Cognitive Abilities


Недавно исследователи подтвердили многочисленные познавательные и воспринимающие (perceptual) преимущества, которые связаны с синэстезией, каждое из которых должно быть более аргументированным, чтобы создать более строгую основу для выбора. В качестве чрезвычайного примера такого преимущества, два хорошо охарактеризованных крупных ученых продемонстрировали удивительную способность к запоминанию, исходя из своей синэстезии: Daniel Tammet использует свою синэстезию, чтобы запоминать pi до 22,514 знака, а Luria [33] описывает индивидуальную ("S") с потрясающей памятью, базирующейся в основном на использовании синэстетических ассоциаций, вызываемых вещами, которые необходимо запомнить. Такие случаи привели к предположению, что синэстезия может существовать как фундамент для учености, поскольку Tammet и S являются крайними проявлениями спектра, синэстеты как группа также демонстрируют улучшенную память относительно средств управления, в особенности чем-то связанным и их синэстетическими переживаниями (напр., памяти на номера телефонов способствуют ассоциации между числами и цветом) [6],[15],[34],[35].
Вне области памяти исследователи накапливают доказательства усиленной обработки сенсорной информации при синэстезии. В частности, графема-цвет синэстеты обнаруживают повышенное восприятие цветов при при чувственном восприятии в низко-уровневом визуальном тесте parvocellular процессинга (K. Wagner, D. Brang, V. Ramachandran, K. Dobkins, unpublished data), параллельно с находками различий в раннем визуальном распознавании простых цветов с использованием вызванного зрительного потенциала (visual-evoked potentials) [36] задолго до периода времени в головном мозге, в котором задействована синэстезия. Более того, число-цвет синэстеты также боле чувствительны к различению очень сходных цветов [37]. Эти ранние эффекты восприятия указывают на то, что синэстезия ассоциирует с повышенной переработкой цветовой информации; однако остается возможным, что эти различия в преобразовании цветовой информации не связаны с самой синэстезей, а главным образом вызываются у синэстетов избыточным жизненным опытом с цветами. Подтверждением этих повышенных сенсорных восприятий являются разные формы феноменов, Banissy с коллегами продемонстрировали, что mirror-touch синэстеты (индивиды, которые воспринимают тактильные ощущения на своем собственном теле, в то время когда наблюдают, что прикасаются к кому-то другому) обладают повышенной тактильной остротой [37]. Наконец, индивиды, которые испытывают слуховые восприятия, вызываемые видимыми движениями, преобразуют ритмические визуальные стимулы более аккуратно, чем контрольные и способом, сходным с тем, как не-синэстеты преобразуют слуховую информацию [38].
Эти наблюдения усиленной переработки сенсорной информации подтверждают дерзкую эволюционную гипотезу синэстезии: синэстетические ощущения могут служить в качестве познавательных и воспринимающих якорей с целью детекции, переработки и сохранения критических стимулов мира; в терминах преимуществ памяти, эти связи сродни методу ассоциаций локусов. Помимо облегчения преобразования индивидуальных сенсорных ощущений, синестеты также обнаруживают повышенные связи между чувствами, не связанными с их синэстетическими переживаниями, указывая тем самым, что преимущества синэстезии распространяются и на др. виды ощущений также, подтверждая их способность перерабатывать мультисенсорную информацию [39]. Более того, др. утверждают, что синэстезия является непосредственным результатом усиления коммуникаций между чувствами, как логическое разрастание взаимодействий перекрестных модальностей (cross-modality) , присутствующих у всех индивидов [40]. Итак, эти данные подтверждают, что синэстезия может быть ассоциирована с усилением первичных сенсорных преобразований, а также с интеграцией между чувствами. Однако полное понимание этого взаимоотношения, идентификация участвующих генетических компонент и доказательства отбора по этим генам нуждаются прежде всего в определении, что синэстезия служит усилению нормального сенсорного преобразования.

Towards a Solution


Синэстезия связана с широким разнообразием умозрительных и перцептуальных преимуществ, подтверждая, что участвующие ген(ы) могут быть отобраны из-за скрытого перечня операций. Верно ли это, и если да, то каким образом перечень операций может лежать в основе повышенных познавательных и сенсорных преимуществ, нуждается в объяснении (For a further exploration of the remaining scientific questions, please see Box 1). Картина осложняется не только тем фактом, что существует множество степеней и множество вариантов феномена (как и при dyslexia, autism и т.д..), но и также экстраординарные феноменологические переживания некоторыми синэстетами (напр., "5 не только красная, но и имеет шероховатую текстуру"). Но это так, поскольку синэстезия, по-видимому, занимает мистические границы зон между элементарными чувствами, с одной стороны, и высоким уровнем абстракций (такими как пол и индивидуальность и даже эмоции; напр., наждачная бумага вызывает ощущение подозрительности (jealousy) [41]), с др. стороны, этот феномен интригует нас и ведет к экспериментальному уровню исследований высшего порядка ментальных процессов. В самом деле, Ramachandran and Hubbard [15] подчеркивают, что ряд персонификаций при синэстезии (напр., 5 это самец, 7 это самка и т.д.) может отражать умножение универсальной склонности человека делать бинарным ("binarize") мир с целью экономии познавательного процесса.

Box 1. Remaining Questions

Помимо неопределенности утверждений, что синэстезия может улучшать сенсорные и межсенсорные преобразования (отобранные или случайно или or "преднамерено" ), может ли синэстезия действительно усиливать сложные и абстрактные умственные способности? Ramachandran and Hubbard [42] подчеркивают, что многие синэстеты с visual-spatial number формами [2] утверждают, что такое усиление действительно происходит. such enhancement did occur. Когда number-form синэстезты воображают или визуализуют числа фронтально относительно себя, они всегда видят число, занимающее определенное положение в пространстве; числа располагаются последовательно вдоль ряда линий, которые могут быть сильно завитыми (convoluted) в трех измерениях-иногда даже удвоены обратно на самих себя (doubling back on itself). Многие из них говорят узлы ("kinks") на линиях часто связаны с их способностью совершать простые арифметические действия посредством узлов. Удивительно, некоторые из них сообщают, что способны "видеть скрытые взаимоотношения " с необычного пункта наблюдения геометрически как результат числового ландшафта, эффект, который может-и должен-быть измерен количественно, поскольку информация может быть представлена в виде математических вычислений у нормальных людей, а также крупных ученых [15]; в самом деле Эйнштейн часто отмечал, что даже его "математическое" мышление было пространственным по своей природе. Наконец, мы отметили, что некоторые number-color синэстеты отмечают трудности с простыми арифметическими действиями, поскольку они находят цвета отвлекающими ("distracting")-эффект который мы теперь исследуем.
Синэстезия имеет тенденцию быть однонаправленным феноменом, так что числа вызывают цвета, но цвета обычно не вызывают общие представления о числах [15]. Эта перспектива однонаправленности д. ограничивать теории о типах анатомических и функциональных соединений, которые смягчают синэстезтические переживания. Сегодня особенно интересно протестировать теорию перекрестной активации, исследователи полагают, что синэстезия может быть подсознательно двунаправленной [43]. Будущие исследования, изучающие типы анатомических и/или функциональных соединений, которые облегчают синэстезию, будем надеяться выяснят этот вопрос.
Каковы взаимоотношения между наследуемыми синэстезиями (напр., графема-цвет синэстезия) и приобретенными состояниями и феноменами, которые вызывают сходные ощущения? В частности, какие аспекты синэстезии базируются на фармакологии (интенсивность восприятия, число различных форм синэстезий у одного индивида или просто обладание синэстезией в целом), и как изменения этих нейротрансмиттеров влияют на восприятие синэстезии в нормальной популяции, а также у синэстетов; т.e., являются ли синэстеты теми, у которых прием LSD вызывает новые формы ощущений обстоятельств и/или у них усиливается их собственная синэстезия? Существуют ли у не-синэстетов, которые принимают LSD многократно, ощущение какого-либо постоянства в этих временных синэстетических ассоциациях (напр., вызывает ли 2,000-hz тон постоянно цвет в ходе множественных сеансов)? Поскольку этические нормы таких исследований сегодня затрудняют современное тестирование, исследователями середины 20-го столетия получены предварительные доказательства связи врожденной синэстезии с фармакологически индуцированными форами: Simpson and McKellar [44] описали двух developmental синэстетов, у которых под влиянием mescaline возрастала ощущаемая ими яркость их "естественных" синэстетических переживаний и появлялись также новые формы феноменов.
Существуют ли гены, которые предрасполагают к одной из синэстезий, независимо вызывают усиление сенсорных и когнитивных способностей? Специфические типы феномена, исследованные в данной работе подтверждают, что синэстезия усиливает переработку сенсорной информации. Необходимо, чтобы часть причин, по которым феномен выживает в ходе эволюции, должна была поддерживаться тогда, когда те же самые преимущества обнаруживаются при всех формах синэстезии. Далее, одна из критических связей, отсутствующая в этой картине, это вопрос, действительно ли вызывает синэстетичесий фенотип такое генерализованное усиление чувств. Эта проблема частично может быть решена при тестировании могут ли члены семьи синэстетов (т.e., носителей) обнаруживать сходные преимущества в сенсорном восприятии, обусловленные внутренними фенотипами гена синэстезии. Кроме того, должны ли эти индивиды обнаруживать латентные синэстетические ассоциации или повышенную способность создавать подобные ассоциации? Не было опубликовано исследований в этой области, но наша группа проверяет эту идею.
Существует ли синэстезия у животных? Если синэстезия является филогенетически старым свойством, то это должно ослабить мнение, что синэстезия развилась с целью развития творческих способностей и метафор в популяции. В самом деле, критерии, необходимые для успешного создания животной модели синэстезии, необходимо обсудить, как синэстезия определяется с помощью сознательного опыта ощущений. Тем не менее, мыши с мутацией в ?2?3 обнаруживают пониженную чувствительность к боли, обусловленную неспособностью к трансмиссии от талямуса к кортексу, однако боль вместо этого, не вызывает активацию зрительных и слуховых регионов, сходную с перекрестной активацией, наблюдаемой при синэстезии [45]. Необходимо посмотреть, может ли этот ген иметь отношение к синэстезии у людей, это был бы интересный кандидат для исследований.
Феномен число-форма, день недели-форма (каждый день занимает свое специфическое местоположение в пространстве), и месяц-форма (каждый месяц занимает свое местоположение в пространстве) синэстезии, по-видимому, не связаны, seem unrelated, поскольку некоторые синэстеты обладают всеми тремя формами и у многих из них эти последовательности также вызывают цвета. Остается неясным, обусловлены ли эти варианты взаимодействиями между пространственными картами в теменных долях и механизмами перечисления числительных (ordinality) (упорядоченных последовательностей, таких как числа, месяцы и т.д.), как полагают, возникающими вблизи угловой извилины (angular gyrus) как полагали Ramachandran and Hubbard [15]. Удивительно, в некоторых примерах эти пространство-формы изменяются предсказуемо со временем; напр., при month-form синэстезии календарь будет менять форму и позицию, удерживая существующий месяц в постоянной позиции по отношению к субъекту [46]. Отсутствует информация в исследованиях синэстезии, которая могла бы объяснить такие причуды. Они напоминают нам как факт, что мы едва поцарапали поверхность, так и то, что синэстезия может предоставлять нам информацию об основных сенсорных кодах, используемых головным мозгом , чтобы представить время и пространство. темы, о которых много пишут, но ничего не знают.
Если синэстезия связана с перекрестно-доменовыми взаимодействиями между организованными картами цветов в V4 и визуальными элементарными компонентами зрительных форм и если диспозиция таких неслучайна, то д. существовать корреляция между общей формой графемы и цветом (напр., создание кривой формы будет иметь тенденцию быть красной, а зазубренная форма голубой)? Мы наблюдали у индивидуальных синэстетов существуют корреляции между сходством форм и сходством цветов [47], но вопрос остается, предрасполагают ли план оттенков и карты форм у всех индивидов к определенному соответствию форма-цвет. Аналогично, существуют ли карты фонем (в зависимости от того, где язык создает палитру: придыхания (aspirations), губные звуки (labials) и т.д.) в кортикальных моторных областях, которые неслучайно коррелируют с вызываемыми цветами? Это может быть частично протестировано с использованием искусственно синтезированного языка, подобного корейскому, в котором азбука сконструирована, базируясь на позиции языка на цветовой палитре; будут ли буквы, соответствующие сходным позициям языка вызывать более похожие цвета?
Итак, синэстезия является высоко наследуемым феноменом, который ассоциирован с многочисленными преимуществами в переработке когнитивной информации, это возможно указывает на основу, почему это состояние выживает в условиях эволюционного давления. Исследования синэстезии отмечают двухсотлетнюю годовщину в науке, а понимание как механизмов, лежащих в основе этого феномена, так и причин его селекции находятся в точке, в которой синэстезия может информировать наше понимание о познавательных и перцептуальных процессах в генеральной популяции. Чтобы соотв. образом понять это состояние и его связь с нормальным познанием, необходимы как технические, так и интеллектуально разнообразные вклады из всех областей биологии. Данное исследование полагает, что синэстезия далека от "fringe" феномена, как первоначально считалось (или что она чисто "умозрительна" или ассоциативна по своей природе), может дать нам важный ключ к разгадке в направлении понимания некоторых физиологических механизмов, лежащих в основе некоторых из множества неуловимых, всё же заветных аспектов интеллекта человека.
Сайт создан в системе uCoz