Посещений:
XYY СИНДРОМ



спектр и генетическое консультирование

Understanding the phenotypic spectrum and family experiences of XYY syndrome: Important considerations for genetic counseling
" Colleen Jodarski, " Rylee Duncan, " Erin Torres, et al.
Journal of Community Genetics volume 14, pages17-25 (2023)

XYY syndrome is characterized by a variable neurodevelopmental phenotype, with features including developmental delays, cognitive impairments, and an increased risk for mental health conditions. There are two recent developments that have primarily motivated this review. The first is the increased use of non-invasive prenatal screening (NIPS), which will likely result in more individuals being diagnosed with XYY prenatally. As such, health care providers (HCPs) both within genetics and outside of the specialty are more likely to encounter this diagnosis in the future. The second is advances in the understanding of the phenotypic variability of XYY through biobank and deep phenotyping efforts. As the phenotypic spectrum of XYY syndrome continues to expand, families will face greater uncertainty when receiving this diagnosis. Given both of these developments, HCPs will need to have up-to-date and accurate information about XYY to better counsel families. Furthermore, the ability to employ effective counseling techniques, such as anticipatory guidance, will aid in supporting and guiding families through the diagnostic journey. This review aims to provide insight on the neurodevelopmental and psychosocial aspects of XYY syndrome by discussing current research and borrowing from the relevant psychosocial literature of other genetic conditions. In this way, we hope to equip HCPs with the ultimate goal of improving the care and support provided to individuals with XYY and their families.

Синдром XYY, также известный как Jacob's синдром, - это заболевание с sex chromosome aneuploidy (SCA), распространенность которого оценивается примерно в 1/1000 родившихся мужчин, хотя последние исследования показывают, что оно диагностируется недостаточно часто (Abramsky and Chapple 1997; Abramsky et al. 2001; Berglund et al. 2020a, 2019; Nielsen and Wohlert 1991; Zhao et al. 2022). Физические характеристики, как правило, менее заметны и сильно варьируются у разных людей, но могут включать высокий рост, макроорхидизм, макроцефалию и гипертелоризм (Bardsley et al. 2013). Хотя физические особенности этого заболевания, как правило, менее очевидны, фенотип нейрального развития более выражен и может представлять трудности для больных и их семей.
Исторически сложилось так, что большинству людей диагноз XYY ставился постнатально после обращения за медицинской помощью в связи с такими проблемами, как задержка развития или поведенческие проблемы (Abramsky et al. 2001). Это привело к появлению первых сообщений о том, что фенотип XYY обогащен когнитивными и поведенческими проблемами, а также другими психическими заболеваниями. Хотя это было полезно для понимания "тяжелого" конца спектра синдрома XYY, это также создало проблему предвзятости установления в литературе. Недавние исследования биобанков пролили свет на степень фенотипической изменчивости, дав представление о "легкой и бессимптомной" части спектра. Например, недавнее исследование британского биобанка показало, что только 1 из 143 мужчин с 47 XYY ранее знал о своем аномальном кариотипе, что еще больше подчеркивает степень недодиагностики этого состояния (Zhao et al. 2022).
Кроме того, с появлением неинвазивного пренатального скрининга (NIPS), SCA теперь можно регулярно выявлять на ранних стадиях беременности. В настоящее время Американская коллегия акушеров-гинекологов (ACOG) рекомендует предлагать NIPS всем беременным, независимо от возраста или исходного риска анеуплоидии (ACOG 2020). Более широкое использование NIPS, вероятно, приведет к увеличению числа людей с диагнозом синдрома XYY в будущем, что увеличит вероятность того, что поставщики медицинских услуг (ПМП) как в рамках генетической специальности, так и вне ее будут оказывать помощь людям с XYY. Поэтому важно, чтобы те, кто оказывает пренатальную помощь, располагали обновленной и точной информацией для консультирования будущих родителей и предоставления соответствующих предвосхищающих рекомендаций. Кроме того, педиатрические врачи должны лучше понимать потребности детей с XYY и их семей, чтобы обеспечить их необходимыми ресурсами и уходом.
Учитывая недавнее расширение фенотипического спектра синдрома 47, XYY благодаря крупным биобанкам и глубокому фенотипированию больных, семьи сталкиваются с потенциальной неопределенностью при получении диагноза синдрома XYY. Более того, поскольку число людей с диагнозом XYY растет в связи с более широким использованием NIPS, медицинские работники в пренатальной и педиатрической практике должны быть готовы помочь семьям пройти диагностический путь. Таким образом, цель данного обзора заключается в следующем:
  • 1. i. Обобщите фенотипы нейрального развития при синдроме XYY
  • 2. ii. Выделите соответствующие рекомендации по ведению
  • 3. iii. Обсудить индивидуальный и семейный опыт диагностического путешествия
  • 4. iv. Дать рекомендации по генетическому консультированию
  • 5. v. Рассмотреть приоритетные области для будущих клинических исследований. Таким образом, мы надеемся улучшить поддержку, оказываемую медицинским сообществом людям с XYY и их семьям.

  • Neurodevelopmental features


    Особенности нейрального развития при XYY включают в себя смешанную картину задержки развития речи, когнитивных нарушений и повышенного риска развития психических заболеваний. Однако лучше всего это состояние характеризуется выраженной вариабельностью в наличии и тяжести фенотипа нейрального развития. У одних людей задержка в развитии может наблюдаться в раннем возрасте и сохраняться в детстве и подростковом возрасте, в то время как у других наблюдается более тонкий фенотип, который может остаться незамеченным. Здесь мы описываем общие когнитивные и психиатрические особенности, чтобы повысить осведомленность о нейральном развивающем профиле синдрома XYY.

    Cognitive


    Одними из самых ранних проявлений синдрома XYY являются задержки в достижении этапов развития, включая развитие языка и моторных навыков (Joseph et al. 2018; Lalatta et al. 2012; Ross et al. 2009; Urbanus et al. 2022a, 2022b). Задержка развития речи может быть наиболее характерным признаком у детей дошкольного возраста, причем выраженная задержка наблюдается как у детей с пренатальным, так и постнатальным диагнозом (Geerts et al. 2003; Urbanus et al. 2022a, 2022b). По сравнению с людьми с синдромом XXY, одно исследование показало, что в среднем дети с XYY имеют более серьезные и распространенные языковые нарушения как на простых, так и на сложных уровнях устной и письменной речи (Ross et al. 2009). Что касается моторных этапов, то у детей с XYY отмечается легкая задержка в развитии мелкой и грубой моторики, силы, скорости и ловкости, координации и самостоятельной ходьбы (Joseph et al. 2018; Ross et al. 2009).
    Последовательный вывод относительно когнитивного фенотипа у детей с XYY - широкий диапазон общего интеллекта (IQ), который стремится к нижней границе нормы (Bardsley et al. 2013; Berglund et al. 2020b; S.M. Davis et al. 2020b; Joseph et al. 2018). Хотя вербальный и невербальный IQ обычно находятся в диапазоне ниже среднего, вербальные способности, как правило, нарушены сильнее (S.M. Davis et al. 2020b; Joseph et al. 2018; Lee et al. 2012). У людей с XYY также может быть снижено вербальное восприятие, рабочая память и скорость обработки информации, что связано с повышенными трудностями в поддержании внимания и концентрации, которые могут привести к проблемам с другими исполнительными функциями (Operto et al. 2019).
    Задержка речи и вербальные трудности, наблюдаемые на ранних этапах развития, могут способствовать более позднему возникновению нарушений обучаемости (Operto et al. 2019). Академические трудности у людей с XYY - обычное явление, и люди часто получают специальное образование (Geerts et al. 2003; Linden and Bender 2002). Однако следует отметить, что люди с XYY обладают другими сильными сторонами в академической среде, такими как любопытство, юмор и работа в команде (Thompson et al. 2022). Кроме того, сообщается, что люди обладают сильными сторонами в области науки, технологии, инженерии и математики (Linden and Bender 2002; Thompson et al. 2022).
    Psychiatric


    Как упоминалось ранее, люди с XYY подвержены повышенному риску развития психических заболеваний (Berglund et al. 2020b). Многочисленные исследования показали, что у людей с XYY чаще, чем в общей популяции и при других состояниях SCA, диагностируется синдром attention deficit-hyperactivity disorder (ADHD) (Bardsley et al. 2013; Kuiper et al. 2021; Ross et al. 2015; Tartaglia et al. 2012). У таких людей, как правило, больше проблем в областях невнимательности и гиперактивности/импульсивности, что может способствовать снижению адаптивного функционирования в целом (Bardsley et al. 2013; Joseph et al. 2018; Kuiper et al. 2021; Ross et al. 2015; Tartaglia et al. 2012). Аналогично, дети с XYY демонстрируют дефицит как интернализующего, так и экстернализующего поведения, причем экстернализующее поведение, такое как импульсивность, контроль поведения, проблемы с мышлением и вниманием, а также агрессия, как правило, хуже (Fjermestad et al. 2017; Operto et al. 2019; Ross et al. 2012). Хотя экстернализирующее поведение более выражено, некоторые люди с XYY также демонстрируют проблемы интернализирующего поведения, такие как замкнутость (Fjermestad et al. 2017; Lalatta et al. 2012; Operto et al. 2019). Comorbid расстройства настроения, такие как тревога и депрессия, как правило, чаще встречаются в случаях, когда есть диагноз другого расстройства нейрального развития (Bardsley et al. 2013; Tartaglia et al. 2012). Другие психиатрические диагнозы, зарегистрированные у людей с XYY, включают биполярное расстройство и оппозиционно-девиантное расстройство (Bardsley et al. 2013; Berglund et al. 2020b).
    Помимо ADHD, многие исследования сообщают о повышенной частоте аутистического поведения и autism spectrum disorder (ASD) у лиц с XYY по сравнению с общей популяцией и другими состояниями СЦА (Bardsley et al. 2013; Berglund et al. 2020b; Cordeiro et al. 2012; Joseph et al. 2018; Lee et al. 2012; Ross et al. 2012, 2015; Tartaglia et al. 2017). В одном из исследований сообщалось, что вероятность аутизма у людей с XYY примерно в пять раз выше, чем у людей с XXY, и в 20 раз выше, чем в общей популяции (Tartaglia et al. 2017). Важно отметить, что симптомы аутизма могут способствовать социальным трудностям, испытываемым людьми с XYY (Cordeiro et al. 2012; Lee et al. 2022, 2012). Однако социальная мотивация обычно остается неизменной, что позволяет предположить, что люди с XYY мотивированы на социальное взаимодействие, но испытывают трудности в социальных ситуациях из-за дефицита социальной коммуникации и аутистических манер (Bouw et al. 2022a, 2022b; Cordeiro et al. 2012; Lee et al. 2022, 2012).
    Management recommendations and multidisciplinary care


    Выявлено несколько рекомендаций по ведению детей. Что касается задержек развития, лица, осуществляющие уход, и медицинские работники должны следить за развитием речи, чтобы выявить любые ранние задержки или трудности (Lalatta et al. 2012; Urbanus et al. 2022a, 2022b). Раннее выявление задержек речевого развития позволяет проводить ранние вмешательства, например, логопедические, чтобы минимизировать любой долгосрочный ущерб (Lalatta et al. 2012; Urbanus et al. 2022a, 2022b). Аналогичным образом, детям с XYY рекомендуется пройти комплексное нейропсихологическое и образовательное обследование для выявления нарушений обучаемости, ASD, ADHD и других поведенческих или социальных когнитивных трудностей, чтобы они могли получить соответствующие вмешательства, лечение и услуги на ранней стадии развития, что позволяет улучшить результаты (Bouw et al. 2022a, 2022b; Kuiper et al. 2021; Lalatta et al. 2012; Operto et al. 2019; Ross et al. 2012; Tartaglia et al. 2012). Помимо помощи в разработке индивидуального плана обучения для детей школьного возраста, нейропсихологическое тестирование может также выявить значительные нарушения в мелкой и грубой моторике или навыках самообслуживания, в этом случае может быть рекомендована физиотерапия и/или трудотерапия (Thompson et al. 2020; Visootsak and Graham 2006). Кроме того, у людей с XYY повышен риск сопутствующих физических заболеваний, таких как дистония и легкий тремор, что может потребовать дополнительного лечения у невролога (Bardsley et al. 2013; J.L. Davis et al. 2020a,). В целом, комплексное обследование позволяет выявить уникальные потребности каждого ребенка и, таким образом, дает возможность составить индивидуальный план лечения. В случае пренатальной диагностики врачи должны изложить эти рекомендации, чтобы будущие родители могли соответствующим образом спланировать последующее наблюдение, что поможет преодолеть разрыв между дородовым и послеродовым уходом (Lalatta et al. 2012).
    Клиника eXtraordinarY Kids в Колорадо представляет собой модель оказания многопрофильной помощи детям со SCA (Tartaglia et al. 2015). Их междисциплинарная команда состоит из педиатров, специализирующихся на развитии и поведении, детской психологии, детской нейропсихологии, логопедической терапии, трудотерапии, генетического консультирования, сестринского дела, детской эндокринологии и социальной работы (Tartaglia et al. 2015). Такие междисциплинарные команды обеспечивают возможность комплексного и индивидуального ухода, учитывающего уникальные потребности ребенка. Важно отметить, что родители отмечают, что такая модель ухода за их ребенком со SCA улучшила их понимание своего ребенка, диагноза и необходимой поддержки для достижения успеха (Tartaglia et al. 2015). Учитывая преимущества этой модели оказания помощи, необходимо внедрить подобные междисциплинарные клиники в других местах, чтобы поддержать растущее число людей с диагнозом SCA, поскольку внедрение генетического тестирования продолжает расширяться (Tartaglia et al. 2015).
    Хотя раннее вмешательство и многопрофильная помощь являются ключевыми факторами для улучшения результатов у детей с XYY, в недавнем исследовании также описана важность вмешательств, которые подчеркивают сильные стороны детей с XYY, а не направлены исключительно на устранение недостатков (Thompson et al. 2022). Что касается академической поддержки, было показано, что подходы, основанные на сильных сторонах, улучшают благосостояние учащихся, способствуют успеваемости и укрепляют потенциал учащихся (Thompson et al. 2022). Кроме того, силовые подходы в академической среде помогают настроить студентов с XYY на успех, повышая позитивный аффект, снижая депрессивные симптомы и повышая качество жизни (Schutte and Malouff 2019; Seligman et al. 2005). Можно легко сосредоточиться на потенциальных недостатках, связанных с диагнозом XYY, но важно также оценить сильные стороны и возможности, которыми обладают эти люди.
    Individual and family experiences of the diagnostic journey


    Диагноз XYY, поставленный пренатально или постнатально, может оказаться сложным для семьи. Для многих семей диагноз становится неожиданностью, так как большинство родителей сообщают, что на момент постановки диагноза они не знали о существовании SCA (Riggan et al. 2020, 2021). Таким образом, постановка диагноза XYY может стать травмирующим событием и часто приводит к чувству горя, дистресса и вины (Lalatta et al. 2012; Riggan et al. 2021). Большую часть неопределенности и беспокойства, которые испытывают родители в момент постановки диагноза, можно смягчить, если улучшить понимание диагноза и его прогноза (Jaramillo et al. 2019; Lalatta et al. 2012; Riggan et al. 2021). Хотя семьям свойственно испытывать чувство беспокойства и неопределенности, некоторые семьи, особенно те, у которых дети были диагностированы постнатально, могут почувствовать облегчение после постановки диагноза (Riggan et al. 2020, 2022). И наоборот, родители, получившие пренатальный диагноз, подвержены повышенному риску испытывать депрессию, тревогу и снижение оптимизма (Jaramillo et al. 2019; Riggan et al. 2020, 2021).
    Помимо времени постановки диагноза и показаний к тестированию, впечатления семьи от диагностического путешествия могут различаться в зависимости от информации, предоставленной во время раскрытия. Например, родители, которые сообщают о негативном опыте во время постановки диагноза, часто говорят о том, что их лечащий врач был неподготовлен, имел мало информации, специфичной для SCA, чтобы поделиться с ними, или предоставил информацию, которую они позже сочли неточной, тогда как родители с позитивным опытом диагностики сообщают, что их лечащий врач подчеркнул фенотипический спектр и связал их с другими родителями или группами защиты (Jaramillo et al. 2019; Riggan et al. 2021). Способ первоначального информирования родителей о диагнозе чрезвычайно важен, поскольку он может повлиять на то, будут ли обращаться за дополнительной информацией и как будет воспринята последующая информация (Abramsky et al. 2001; Riggan et al. 2021). Несмотря на прогресс в нашем понимании SCA, родители сообщают, что на момент постановки диагноза им не предоставляются актуальные и понятные материалы (Jaramillo et al. 2019; Riggan et al. 2020, 2021). Другой проблемой является дисбаланс информации, поскольку многие родители считают, что негативные аспекты заболевания подчеркиваются больше, чем позитивные, и что используемый язык был негативным или извиняющимся (Jaramillo et al. 2019; Riggan et al. 2020, 2021). Плохая и несбалансированная коммуникация в момент постановки диагноза может привести к тому, что семьи почувствуют, что у них нет необходимой эмоциональной поддержки или информации для принятия обоснованных решений. В результате родители могут самостоятельно искать информацию в Интернете, что может привести к предвзятому и устаревшему пониманию XYY (Riggan et al. 2021). Медицинские работники, консультирующие семьи с XYY, должны быть готовы к тому, что родители могут получить неверную информацию о диагнозе XYY, и проинформировать их об ограничениях в литературе (например, институционализированные популяции, предвзятость при установлении диагноза и т.д.). Поскольку знания и убеждения HCPs относительно XYY могут значительно отличаться, они должны быть оснащены протоколом раскрытия информации, который основывается на последних данных и следует профессиональным рекомендациям и рекомендациям сообщества XYY (Abramsky et al. 2001).
    Поскольку диагноз сохраняется на всю жизнь, родители постоянно адаптируются к тому, что значит иметь ребенка с XYY. По сравнению с детьми с XYY, родители воспринимают диагноз своего ребенка как более негативное влияние на его психическое здоровье и благополучие, о чем свидетельствуют более высокие показатели депрессии и тревоги по сравнению с самоотчетами родителей (Bardsley et al. 2013). Родители также воспринимают своих детей как испытывающих большие трудности в различных психосоциальных сферах по сравнению с тем, как дети воспринимают свои трудности (S.M. Davis et al. 2020b). В совокупности эти данные позволяют предположить, что люди с XYY, возможно, адаптируются к своему состоянию более позитивно, чем их родители. Родительская адаптация вызывает особую озабоченность, поскольку в отчетах указывается на клинически значимые уровни родительского стресса и тревоги, связанные с XYY (Lalatta et al. 2012; Operto et al. 2019). Хотя все родители детей с XYY могут испытывать определенный уровень стресса, родители детей, имеющих больше эмоциональных и поведенческих проблем (например, родители детей с постнатальным диагнозом), могут быть наиболее обеспокоены (Operto et al. 2019). Независимо от степени эмоциональных и поведенческих проблем ребенка, HCP должны оценивать и наблюдать за родителями на предмет признаков стресса и тревоги. Кроме того, важно, чтобы они признали возможную родительскую тревогу, связанную с трудными отношениями с ребенком и чувством неадекватности в аспектах своей родительской роли (Operto et al. 2019).
    После постановки диагноза семьи обычно сталкиваются с трудными вопросами о том, следует ли, когда и как сообщить о диагнозе XYY своему ребенку, другим членам семьи, учителям и воспитателям. Для многих семей эти решения осложняются различными когнитивными, эмоциональными и поведенческими прогнозами. Кроме того, родители отмечают, что их собственные знания и понимание заболевания являются препятствием для принятия решения (Gratton et al. 2016). Хотя родители сообщают, что не знают, как принимать решения о раскрытии информации, исследования показывают, что существуют последовательные факторы, на которых родители основывают свои решения (Gratton et al. 2016). Одним из наиболее влиятельных факторов является уровень функционирования ребенка: родители чаще раскрывают диагноз своему ребенку и окружающим, если у него больше поведенческих, социальных и языковых проблем (Gratton et al. 2016). Хотя возраст, по-видимому, не так важен, как уровень функционирования ребенка, родители чаще раскрывали диагноз старшим детям (Gratton et al. 2016). Многие родители детей с XYY должны самостоятельно принимать решения о раскрытии информации, поскольку лишь немногие из них получали консультацию о раскрытии информации во время постановки диагноза (Gratton et al. 2016).
    Врачи общей практики, работающие с детьми с XYY, имеют возможность поддержать семьи, помогая им сориентироваться в потенциальных преимуществах и недостатках раскрытия диагноза. Врачи-терапевты должны быть готовы ответить на некоторые причины, по которым родители могут решить не раскрывать диагноз, такие как страх стигматизации, ощущение, что диагноз дает оправдание плохому поведению, и ненужная тревога, если у ребенка нет клинических проявлений (Gratton et al. 2016). Важно отметить, что часть консультационной беседы, касающейся раскрытия информации, должна включать обсуждение различий в исходах, связанных с XYY, тем более что функционирование ребенка играет важную роль в процессе принятия решения. Поскольку родители с большей вероятностью раскроют диагноз, если их ребенок страдает более серьезными нарушениями, HCPs должны быть готовы к раскрытию информации, которая подходит для всех уровней функционирования (примеры см. в Bishop 2014; Gratton et al. 2014).
    Genetic counseling for XYY


    Вопрос о том, следует ли оценивать половые хромосомы в рамках NIPS, является предметом профессиональных дебатов, поскольку с обеих сторон имеются важные соображения. Причины, по которым можно отказаться от скрининга на SCA, включают опасения по поводу выбора пола по немедицинским причинам, неточности тестов, а также менее тяжелый и сильно варьирующий фенотип этих состояний, что приводит к проблемам при консультировании (Dondorp et al. 2015). В рамках данного обзора мы сосредоточимся на решении двух последних вопросов. В настоящее время NIPS имеет более низкую положительную прогностическую ценность (PPV) для SCA по сравнению с трисомиями 21, 18 и 13 (Bevilacqua et al. 2018; Guo et al. 2022; Ramdaney et al. 2018). Последние исследования сообщают о PPV от 37 до 46% для SCA, что намного ниже PPV для других аутосомных трисомий с чувствительностью и специфичностью, близкими к 100% (Bevilacqua et al. 2018; Guo et al. 2022; Ramdaney et al. 2018). Кроме того, как указано выше, фенотипический спектр и тяжесть XYY широки, и другие состояния SCA сталкиваются с аналогичной проблемой консультирования. В связи с этим можно утверждать, что NIPS следует использовать только для скрининга тех состояний, которые имеют более тяжелый фенотип. Однако при обзоре литературы родители детей со SCA дают представление о преимуществах ранней диагностики.
    Во-первых, ранняя диагностика SCA во время беременности дает будущим родителям больше времени на подготовку и более ранний доступ к рекомендованной терапии и вмешательствам (Bevilacqua et al. 2018; Jaramillo et al. 2019; Riggan et al. 2021). Эти преимущества нельзя недооценивать, поскольку раннее вмешательство позволяет улучшить результаты у детей со SCA и дать родителям дополнительное время для адаптации к диагнозу. Кроме того, скрининг на SCA во время беременности сокращает потенциальную диагностическую одиссею для детей с более тяжелым фенотипом SCA. Родители детей со SCA, которым был поставлен педиатрический диагноз, выражали разочарование, поскольку ранние признаки этих заболеваний были пропущены медицинскими работниками (Riggan et al. 2022). Более того, родители сообщили, что задержка с диагностикой привела к нескольким важным негативным последствиям для их ребенка, включая упущенную возможность получить доступ к вмешательствам и поддержке раньше, непонимание со стороны окружающих, невозможность разработать эффективные стратегии воспитания в более раннем возрасте и неспособность активно защищать своего ребенка (Riggan et al. 2022). Учитывая эти проблемы, можно понять, что пренатальный скрининг и диагностика могут принести огромную пользу родителям, поскольку они смогут лучше заботиться о своем ребенке со SCA и адаптироваться к его диагнозу.
    Более того, исследования показали, что в настоящее время консультации по пренатальному скринингу SCA могут быть улучшены. Например, родители детей со SCA сообщили, что они не знают о том, что SCA может быть результатом пренатального скрининга или диагностики или что положительный результат NIPS требует последующего подтверждающего тестирования (Ramdaney et al. 2018; Riggan et al. 2021). Кроме того, родители, получившие пренатальный диагноз, выражают желание получить поддерживающую коммуникацию в отношении родительского образования и прозрачности в отношении вариабельного фенотипа состояния SCA (Riggan et al. 2021). Некоторая неопределенность этих диагнозов связана с нашим текущим пониманием фенотипического спектра, которое никогда не будет полностью реализовано, если не будет проводиться рутинный скрининг на SCA во время беременности (Berglund et al. 2020a, 2020b). Таким образом, хотя в настоящее время существуют ограничения для скрининга на SCA с помощью NIPS, мы утверждаем, что ответ на эти проблемы заключается не в сокрытии желаемой информации от будущих родителей, а в предоставлении точного и всестороннего консультирования до и после тестирования, связанного со SCA.
    Recommendations for clinical practice


    Широкая вариабельность фенотипа нейрального развития, связанного с синдромом XYY, создает проблемы при консультировании и предоставлении предвосхищающих рекомендаций. Одним из факторов, который был связан с изменчивостью фенотипа, является время постановки диагноза. Люди, которым диагноз был поставлен постнатально, как правило, имеют более серьезные проблемы, которые заставили их обратиться за помощью, в то время как люди, которым диагноз был поставлен пренатально, реже получают услуги специального образования или логопеда (Bardsley et al. 2013; Lalatta et al. 2012; Linden and Bender 2002). Поэтому считается, что широкая вариативность, отмечаемая в популяции людей с пренатальным диагнозом, лучше всего отражает истинное разнообразие фенотипа (Bardsley et al. 2013). Поэтому врачи общей практики должны гибко подходить к консультированию в зависимости от времени постановки диагноза и показаний к тестированию. Здесь мы приводим рекомендации по проведению генетического консультирования с учетом вариабельности результатов и опыта семьи.
    Неопределенность часто является важным фактором в области генетики, и консультирование по синдрому XYY не является исключением. Учитывая изменчивость фенотипа, неопределенность в отношении тяжести синдрома XYY, особенно в пренатальном периоде, является важной концепцией для обсуждения с семьями. Вариабельность фенотипа может также влиять на то, насколько хорошо семья сможет адаптироваться к рождению ребенка с XYY. Например, Linden and Bender(2002) опросили семьи, у которых пренатально был диагностирован ребенок с XYY, и обнаружили, что, хотя некоторые родители не были обеспокоены последствиями диагноза, другие сообщили о беспокойстве по поводу будущего благополучия своих детей и раскрытия диагноза другим людям.
    Предоставляя информацию о XYY, медицинские работники, консультирующие семьи, должны стремиться предложить сбалансированную и точную информацию. Однако понятие "сбалансированности" трудно определить, как показано в соответствующей литературе, изучающей ответы родителей детей с синдромом Дауна (Hippman et al. 2012). Когда родителей попросили дать "сбалансированное описание", они представили широкий спектр описаний, что, вероятно, отражает различия в их опыте жизни с этим заболеванием (Hippman et al. 2012). Соответственно, Hippman и др. (2012) дают рекомендации по общению HCPs, которые могут быть усилены для решения проблем, связанных с вариативностью семейного опыта. Хотя эти рекомендации были взяты из литературы по синдрому Дауна, мы предлагаем использовать их при консультировании семей детей с XYY. HCP, консультирующие семьи, должны признать потенциальную вариативность реакции семьи на получение диагноза (Hippman et al. 2012). Независимо от реакции, изучение ранее использовавшихся навыков преодоления трудностей может помочь в обеспечении предвосхищающего руководства для семей, особенно в дородовом контексте (Hippman et al. 2012). Еще одна рекомендация по консультированию - дать будущим родителям возможность представить, какой может быть их жизнь с ребенком, страдающим этим заболеванием. Хотя XYY менее известен в общей популяции по сравнению с DS, урок все равно применим: если родители представят себе сходства и различия их предполагаемой жизни с ребенком, имеющим XYY, это поможет им пережить диагноз и интегрировать его в общую картину своей жизни.
    Кроме того, общение вокруг диагноза XYY должно быть ориентировано на родителей и их особые эмоциональные и информационные потребности, продолжая задавать им вопросы (Hippman et al. 2012). Как описано выше, семьи часто нуждаются в точной и актуальной информации о XYY. Осведомленность о группах поддержки, таких как Ассоциация по вариациям хромосом X и Y (AXYS), является ценным ресурсом как для врачей, так и для пациентов. Благодаря взаимодействию с большим сообществом людей с XYY, медицинские работники смогут лучше консультировать семьи, предоставляя нюансированное описание диапазона возможностей, связанных с жизнью с XYY. Таким образом, хотя "сбалансированность" может быть труднодостижимой целью, предоставление актуальной информации, не допускающей осуждения и отвечающей конкретным потребностям семьи, является обязательным условием для лучшего консультирования семей, имеющих ребенка с XYY.
    Как уже говорилось ранее, люди с XYY подвержены повышенному риску развития определенных психических заболеваний. Хотя не у всех детей с XYY развиваются психиатрические проблемы, важно научить родителей определять симптомы, чтобы они могли лучше управлять психическим здоровьем своего ребенка. Опираясь на уроки, извлеченные из синдрома делеции 22q11.2 (22qDS), и "осознание, чтобы действовать", HCPs могут дать родителям детей с XYY возможность стать лучшим защитником своего ребенка. Carrion et al. (2022) определяют "осознание, чтобы действовать" как уверенность в том, что они бдительны и готовы защитить и/или управлять психическим здоровьем своего ребенка. Родители детей с 22qDS рассказали о беспокойстве и стрессе из-за отсутствия "красных флажков" психического заболевания и ограниченной осведомленности о том, на какие симптомы им следует обратить внимание (Carrion et al. 2022). Можно легко понять, как это может быть применимо к другим заболеваниям, несущим риск психических расстройств, которые иногда труднее выявить, чем физические симптомы. Родители в этом исследовании сообщили, что психиатрическое генетическое консультирование помогло им достичь осведомленности, чтобы действовать в нескольких важных областях: повышение уверенности в осведомленности о тревожных сигналах, стратегии защиты психического здоровья ребенка и расширение возможностей в способности формулировать и отстаивать услуги, необходимые их ребенку (Carrion et al. 2022). Самое главное, что предоставление предвосхищающих рекомендаций способствовало развитию у родителей чувства ответственности за снижение риска психиатрических проблем и улучшение результатов для их ребенка с 22qDS (Carrion et al. 2022). Поскольку родители детей с XYY могут испытывать сильный стресс, связанный с диагнозом и предполагаемым психическим здоровьем их ребенка, им также может быть полезна подобная форма предвосхищающего руководства. Учитывая, что большинство проявлений XYY "невидимы" физически, расширение возможностей семей подобным образом важно для того, чтобы они могли эффективно отстаивать потребности своего ребенка в психическом здоровье.
    Areas for future research


    Хотя это не исчерпывающий список областей для будущих исследований, наш обзор литературы выявил значительные пробелы в нашем нынешнем понимании синдрома XYY и его влияния на отдельных людей и их семьи. Во-первых, будущие исследования должны быть сосредоточены на качественных отчетах самих семей об их опыте рождения ребенка с синдромом XYY. Таким образом, мы сможем узнать, что является наиболее полезным и наиболее сложным в жизни с XYY, а также определить потребности семьи, которые в настоящее время не удовлетворяются врачами-специалистами. Кроме того, большинство упомянутых исследований включают данные, полученные из родительских отчетов, которые, как было показано, иногда отличались от того, что сообщали люди с XYY (Bardsley et al. 2013; S.M. Davis et al. 2020b). Будущие исследования также должны быть направлены на изучение опыта людей с XYY, чтобы оценить их понимание диагноза и их особые потребности.
    Кроме того, необходимо проводить больше продольных исследований, таких как исследование eXtraordinarY babies, чтобы расширить наше понимание XYY на протяжении всей жизни (Tartaglia et al. 2020). Аналогичным образом, на сегодняшний день существует мало исследований, посвященных влиянию диагноза XYY на взрослую жизнь и проблемам, которые могут возникнуть в этот переходный период. Переход во взрослую жизнь - это время больших перемен и неопределенности, поэтому важно лучше понять, как люди с XYY адаптируются в этот период. Таким образом, медицинские работники смогут оказывать соответствующую поддержку и консультировать по конкретным вопросам, таким как фертильность и планирование семьи.
    Будущая работа также должна быть направлена на выявление возможных биологических и семейных показателей фенотипической изменчивости. Например, модели множественной линейной регрессии показали, что люди с XYY и члены их семей коррелируют по некоторым признакам, таким как IQ, словарный запас и социальная осведомленность (Wilson et al. 2021). Усилия по пониманию клинической пользы этих моделей в условиях генетического консультирования будут полезны для обеспечения предвосхищающего руководства для семей. Таким образом, HCPs смогут лучше консультировать семьи по вопросам, связанным с диагнозом, как с медицинской, так и с социально-психологической точки зрения.
    Conclusion


    В заключение следует отметить, что синдром XYY характеризуется фенотипом нейрального развития, который вариабелен по своей природе. Учитывая, что первичные проявления этого состояния в основном "невидимы", люди и их семьи должны решать уникальные проблемы, такие как раскрытие диагноза. Диагноз XYY может привести к целому ряду переживаний и эмоций для членов семьи, при этом особое внимание уделяется родительской адаптации. Поэтому полезными консультационными мероприятиями являются предвосхищающее руководство и подготовка семей к "осознанию необходимости действовать". Кроме того, очень важно, чтобы семьям были предоставлены ресурсы о диагнозе, соответствующие развитию их ребенка. Нам есть куда расти в нашем понимании многих аспектов диагноза XYY и связанных с ним психосоциальных проблем. Поскольку в будущем исследования будут сосредоточены на фенотипическом спектре этого заболевания в течение жизни, особое внимание необходимо уделить тому, как этот диагноз влияет на семейную систему. Синдром XYY - это диагноз, который имеет значительные последствия не только для пациента, но и для его семьи. Поэтому крайне важно, чтобы медицинские работники полностью понимали весь спектр жизненного опыта, связанного с XYY, чтобы мы могли лучше консультировать и заботиться о больных людях и их семьях.